| Контроль результатов деятельности как главный элемент управления персоналомБарри Пирсон, генеральный директор компании Realization
 Источник: Elitarium.ru
 Немногие виды деятельности порождают столько эмоций, страхов и путаницы, как оценка персонала, хотя значительная часть работы руководителя заключается в оценке результатов деятельности сотрудников. Почему же эти методы Немногие виды деятельности порождают столько эмоций, страхов и путаницы, как оценка персонала, хотя значительная часть работы руководителя заключается в оценке результатов деятельности сотрудников. Почему же эти методы вызывают столь негативную реакцию?     Слишком часто получается так, что отдел кадров разрабатывает новый порядок и процедуру, рассылает его по подразделениям и заявляет: «С первого числа следующего месяца будет проводиться переаттестация». В результате никто не понимает смысла и цели этого мероприятия. Его считают бюрократической процедурой, бесполезной для работы компании и слишком сложной. В успешных компаниях процедура оценки эффективности разрабатывается при участии руководства. Обсуждаются логика и коммерческое обоснование процесса. Рассматриваются все беспокойства и опасения. Все участники понимают цель процедуры: дать возможность каждому сотруднику и его руководителю увидеть и оценить, насколько они соответствуют имеющимся и потенциальным потребностям бизнеса. Конечная же задача — совместить цели отдельных сотрудников и стратегию компании в целом. Зачем это делать? Производительность работы людей в компании зависит от обеспечения соответствия работников (в плане квалификации, знаний и интересов) служебным обязанностям, как текущим, так и ожидаемым в перспективе. Значительная часть работы руководителя заключается в оценке результатов деятельности отдельных сотрудников и отслеживании необходимости в дополнительной поддержке и помощи. Руководители должны постоянно подталкивать персонал к достижению задач бизнес-плана организации. При этом каждый сотрудник нуждается в поощрении, росте, удовлетворении амбиций, и все это должно совпадать с намерениями компании. Чтобы найти правильный баланс, руководители и персонал должны четко представлять себе задачи каждого и знать мнение окружающих. Хотя большинство руководителей постоянно общаются с сотрудниками, процедура контроля результатов деятельности приучает к тому, что регулярно приходится изыскивать время и узнавать о взаимных нуждах, подробно рассказывать о планах и методиках. В процессе оценки результатов деятельности следует ответить на следующие вопросы: 
Что я делаю правильно? Каковы мои сильные стороны? 
Что я делаю неправильно? Чему я должен научиться? 
Что я могу делать лучше? 
Какую работу следует прекратить? 
Какая помощь мне нужна со стороны моего руководителя?  Отзыв начальника должен основываться на реальных фактах. Лишь в этом случает он будет полезен. В процессе оценки целесообразно сосредоточиться на результатах работы и реальных перспективах, а не личных качествах сотрудника. Польза от подобной оценки есть и для отдельного сотрудника и для организации в целом. Сотрудник 
знает о том, что руководитель и организация проводят оценку его деятельности; 
проанализированы и согласованы причины успехов и неудач; 
определены и согласованы способы повышения качества, поставлены задачи; 
определены и согласованы потребности в обучении и служебном росте; 
разработаны планы и программы на будущее; 
обсуждены иные возможности служебного роста; 
у сотрудника есть право голоса при обсуждении важных вопросов.  Организация 
можно оценить успешность используемых методик подбора кадров; 
можно выделить будущие таланты — в том числе сотрудников с высоким потенциалом; 
можно разработать программы профессионального роста и повышения квалификации, сопоставив данные сотрудников; 
можно оценить прошлые и грядущие решения о повышении в должности; 
можно оценить наличие квалифицированных сотрудников, необходимых для разработки планов на будущее; 
собрать информацию, необходимую для принятия решений и составления схемы заработной платы.  Планирование и подготовка беседы о результатах деятельности 1. Заранее ознакомьтесь с результатами работы ваших коллег.2. Определите важные, с вашей точки зрения, вопросы.
 3. Выделите положительные стороны, а также моменты, требующие доработки.
 4. Тщательно подготовьте свою критику: говорите по делу, подкрепляйте слова конкретными примерами.
 5. Составьте план, на который вы будете опираться в ходе обсуждения.
 6. Выберите удобное время для встречи: не назначайте ее в слишком «загруженные» дни.
 7. Выделите для него достаточно времени — час или два.
 8. Настройтесь на правильный лад: позитивное мышление, возможность обсудить работу команды и дальнейшее развитие и т.д.
 9. У вас есть возможность дать положительный отзыв.
 10. Поймите, что большинство людей получают удовольствие от этой важной, хотя и не жизненно важной процедуры.
 Беседа: начало 1. Отключите телефоны, попросите, чтобы вас не беспокоили, и т.д.2. Сосредоточьтесь, успокойтесь, настройтесь на позитивное мышление.
 3. Четко определите для себя, какие вопросы вы, как руководитель, хотели бы обсудить.
 4. Поприветствуйте и поблагодарите коллегу за то, что он нашел время и возможность встретиться с вами.
 5. Подтвердите цели и регламент совещания.
 6. Обратите внимание на то, что задача вашей беседы — повысить успешность работы всех сотрудников; покажите, что вы хотите улучшить работу команды и компании в целом.
 7. Укажите, по каким параметрам оценивалась работа вашего коллеги (модели успешного поведения и навыки), вновь подчеркните, что цель оценки — повысить уровень профессионализма всей компании.
 8. Обратите внимание на то, что разговор будет посвящен не только оценке работы, но и дальнейшему развитию — вы хотите обсудить бизнес-цели сотрудников в частности и подразделения в целом, карьерные планы и т. д.
 9. Подчеркните конфиденциальность беседы.
 10. Дайте понять, что вы готовы к открытому и конструктивному разговору.
 11. Уточните итоги обсуждения согласование действий, план личного развития.
 12. Удостоверьтесь в том, что ваш коллега согласен с целями и задачами.
 Беседа: обсуждение 1. Для начала определите принципы дискуссии: 
баланс отрицательной и положительной оценки; 
не только подчеркнуть сильные стороны, но и определить сферы, нуждающиеся в доработке.  2. Дайте понять, что вам интересна реакция и мнение коллеги, что вы готовы вместе обсуждать любые вопросы. 3. Для начала спросите, что ваш коллега думает о своей работе: 
Как Вы оцениваете свою работу и вклад в общее дело?  4. В первую очередь сосредоточьтесь на сильных сторонах работы коллеги: 
В чем Ваши сильные стороны?  5. Поддерживайте разговор, задавая коллеге наводящие вопросы, которые позволили бы ему высказать свое мнение: 
Действительно? Не могли бы Вы поподробнее объяснить Ваше мнение? 
Это удивило Вас? 
Что-нибудь еще было для Вас неожиданностью? 
Каковы Ваши сильные стороны? 
Почему у Вас возник такой вопрос? 
Вас это порадовало? 
Вам кажется, что Вы иногда склонны действовать подобным образом?  6. Старайтесь не углубляться в рассуждения и не руководить дискуссией: 
предоставьте слово коллеге; 
слушайте и помните, что вы не должны постоянно говорить.  7. Ведите разговор по принципу 80/20 вы должны говорить только 20% времени. 8. Прежде чем переходить к поиску решений проблем, придите к согласию относительно слабых и сильных мест. 9. Высказывайте свое мнение, но говорите только за себя: 
Мне кажется, что иногда Вы уделяете слишком много внимания деталям; 
избегайте фраз вроде «Сообщалось, что», «Считается, что».  10. Стройте разговор на темах, заявленных вашим собеседником, старайтесь развить обсуждение: 
не торопитесь сменить тему; 
отнеситесь к этому, как к беседе, а не как к плановому обсуждению;  11. Попросите коллегу подвести итог обсуждения и вывести свою оценку: 
Какие выводы Вы сделали о своих сильных и слабых сторонах?  12. Выскажите свое мнение, с позиции руководителя: 
Мне хотелось бы, чтобы Вы принимали большее участие в планировании новых проектов; 
Мне кажется, Вы могли бы меньше заниматься и больше... (Говорите по делу).  13. В конце придите к согласию и лишь после этого переходите к составлению плана действий и программы развития. Беседа: завершение 14. Продумайте возможность получение нового опыта, помощи коллег, самоподготовки, смены обязанностей, выполнения новых заданий, развивающих новые навыки, проведения регулярных бесед, стажировок и т. д. 15. Предложите свои варианты, но не навязывайте их: 
прежде чем утверждать любой план действий, убедитесь в том, что ваш коллега действительно поддерживает идею; 
решения должен найти ваш коллега, а не вы.  16. Согласуйте и запишите план действий: 
будьте кратки; 
укажите, что, когда и как следует сделать.  17. Согласуйте периодичность последующего контроля: 
попросите коллегу высказать последние замечания и поблагодарите его за разговор.  |