| Первые 90 дней в роли лидераОлег Ляхович
 Источник: E-xecutive
 В распоряжении менеджера, пришедшего в новую компанию, только 90 дней, чтобы доказать свою ценность. Книга Майкла Уаткинса «Первые 90 дней: Решающие стратегии успеха для лидеров всех уровней» - о том, как выработать В распоряжении менеджера, пришедшего в новую компанию, только 90 дней, чтобы доказать свою ценность. Книга Майкла Уаткинса «Первые 90 дней: Решающие стратегии успеха для лидеров всех уровней» - о том, как выработать успешную стратегию для максимально эффективного вхождения в новый коллектив. Предлагаем краткий обзор данной книги с подборкой наиболее интересных советов из нее. Первоочередная задача, с которой сталкивается каждый руководитель на новом для себя месте, – как можно быстрее закрепить свои позиции внутри данной организации. Если вы – такой менеджер-новичок, то помните, что новое назначение или повышение неизбежно связано с переменой роли и, как следствие, с определенными психологическими и профессиональными трудностями – не только для вас, но и для вашей новой команды. В вашем распоряжении будет не более, чем 90 дней, чтобы доказать свою ценность для компании, показав себя в выгодном свете. Именно принятые в первые 90 дней решения зачастую определяют успех или несостоятельность лидера, играя решающую роль в его дальнейшей карьере. Книга Майкла Уаткинса (Michael Watkins), профессора Harvard Business School, «Первые 90 дней: Решающие стратегии успеха для лидеров всех уровней» (The First 90 Days: Critical Success Strategies for New Leaders at All Levels. Boston, MA. Harvard Business School Press) рассказывает о том, как выработать успешную стратегию для максимально эффективного вхождения в новый рабочий коллектив и первых шагов в руководящей роли.   Новая команда Одна из важнейших задач, подстерегающих менеджера на новом месте, - необходимость дать объективную оценку своей новой команде и решить, кого оставить, а с кем расстаться. Первые недели в новой роли – наиболее критические. На этом начальном этапе лидер наиболее уязвим, поскольку еще не успел наладить необходимые связи и заручиться поддержкой среди подчиненных - он вынужден балансировать, одновременно демонстрируя как сдержанность, так и уверенность. Это время слушать и задавать вопросы. Немало времени уйдет на то, чтобы познакомиться с каждым из членов новой команды. Разумеется, задача заметно упрощается, если менеджер получил назначение, поднявшись по карьерной лестнице внутри данной организации, и уже знаком с большинством сотрудников. И, напротив, лидера, пришедшего извне, ждет куда более сложная задача – определить, для какой роли подходит каждый из подчиненных.  На новом месте каждый менеджер непременно столкнется как с высокопрофессиональными сотрудниками, так и с теми, чью работу можно оценить как среднюю или неудовлетворительную. Всякая устоявшаяся группа имеет свою внутреннюю динамику, привычки и стиль работы. Одна из грубейших ошибок, которую может допустить новый руководитель, – это собрать всех в одной комнате, объявить, что теперь он тут главный и что все теперь будет по-новому. Прежде следует понять, кто есть кто в данной группе, какова функция у каждого из ее членов и как эта группа работала до сих пор.  Майкл Уаткинс предлагает воспользоваться при оценке сотрудников следующими критериями: 
технические навыки и опыт; 
способность принимать верное решение под давлением и приносить жертвы ради высшего блага; 
позитивный настрой; 
умение держаться приоритетов, уживаться с остальными членами команды и поддерживать командные решения; 
способность заслуживать доверие, честность, последовательность и надежность. Подготовьтесь к официальной беседе с каждым из сотрудников, ознакомившись с их личными делами, рабочими характеристиками и прочими данными. Во время встречи Уаткинс рекомендует задать следующие вопросы: 
Что вы думаете о нынешней стратегии? 
Каковы, на ваш взгляд, наши краткосрочные задачи? Наши задачи в длительной перспективе? 
Какие благоприятные возможности открыты перед нами? 
Какие ресурсы мы можем задействовать наиболее эффективно? 
Как можно улучшить совместную работу команды? 
Будь вы на моем месте, на что бы вы обратили внимание? Будьте внимательны к невербальным сигналам: 
О чем сотрудник умалчивает? 
Предлагает ли он информацию сам или ждет, пока его спросят? 
Демонстрирует ли он свои слабые места или исключительно сильные? 
Соответствует ли язык его тела тому, что он говорит? 
Какие темы вызывают у него прилив энергии? 
Каков этот человек вне официальной обстановки, как ведет себя при неформальном общении? 
Искренен ли он? Вежлив? Напряжен? Склонен ли к соперничеству? Имеет ли склонность к вынесению скоропалительных суждений или, напротив, сдержан? Одна из стратегий оценки включает в себя вопросы, выходящие за рамки служебных обязанностей, – например, о спорте или хобби. Предложите сотруднику сделать прогноз перспектив его любимой спортивной команды и объяснить, на чем такой прогноз основан. Наблюдайте, проявляет ли сотрудник осторожность, предсказывая исход матча, или же делает это без всяких сомнений. Насколько разумно его обоснование, насколько свидетельствует о мастерстве суждений? Чтобы понять, как функционирует ваша новая команда, необходимо детально изучить информацию, полученную во время личных бесед. Например, насколько одинаково каждый из членов команды оценивает те ситуации, с которыми он сталкивается. Серьезные расхождения свидетельствуют об отсутствии слаженности. Внутренняя динамика группы выявляется уже в ходе первых бесед. Следите за тем, как сотрудники взаимодействуют между собой в вашем присутствии, какую роль каждый из них исполняет. Кому беседа дается без труда? Кто воздерживается от участия в разговоре? Есть ли между ними какие-либо союзы? Невербальные сигналы неизбежно дают о себе знать каждый раз, когда кто-то открывает рот.   Перестановки в команде Через короткий промежуток времени, вы сможете понять, как именно реструктуризировать вашу команду: 
Кого оставить на своем месте? 
Кого перевести на другую позицию? 
За кем стоит еще некоторое время понаблюдать? 
Кого следует заменить?  Даже если неудовлетворительная работа сотрудника является задокументированным фактом, его увольнение может оказаться делом нелегким и затратным по времени. Рассмотрите такую альтернативу, как перевод сотрудника на другую позицию, более соответствующую его способностям и опыту. Однако идите на это лишь в том случае, если твердо уверены, что этот человек сможет добросовестно справляться со своими новыми обязанностями.   Распространенные ошибки Наиболее частые ошибки, которые допускают новые руководители: 1. Слишком длительное сохранение существующей команды. Вы должны решить, кто останется, а кто уйдет, в течение первых 90 дней. А в течение 6 месяцев ваши решения о кадровых изменениях должны быть доведены до сведения вашего непосредственного начальства, HR-службы и ключевых акционеров. 2. Игнорирование проблем. Любые бреши следует чинить немедленно, даже если для этого придется нанять людей на временные позиции. 3. Разобщенность в решении организационных вопросов и реструктуризации команды. Эта работа должна вестись параллельно. Недостаточно иметь подходящую команду. Ее члены обязаны иметь ясное представление об организационных задачах, приоритетах и ценностях.  4. Неумение удерживать ценных сотрудников. Лучшие работники должны видеть, что вы их цените и отдаете должное их способностям.   5. Преждевременное укрепление команды. Не стоит крепить связи внутри команды, в членах которой вы полностью не уверены. Подождите, пока все люди будут расставлены по своим местам и образуют единое целое. То же касается скоропалительных решений и перемен. 6. Стремление сделать все своими силами. Процесс реструктуризации команды полон юридических, эмоциональных и логистических сложностей. Люди из вашей HR-службы помогут вам выработать правильную стратегию.  «У президента США есть 100 дней, чтобы доказать, чего он стоит, у вас  – всего 90, - говорит Уаткинс. - Этот период – время создавать союзы и коалиции, формировать отношения с остальными членами команды, фокусироваться на конкретных бизнес-задачах и вашем личном вкладе в общее дело. Возможно, это не избавит вас от стресса, но определенно повысит вашу эффективность в роли лидера».   |